Содержание
Введение
Глава
1. Исследование
процесса усвоения письменной речи
детьми младшего школьного возраста.
1.1.
Анализ литературных источников по
проблеме нарушений письменной речи у
детей младшего школьного возраста.
1.2.
Нарушение письменной речи у детей
младшего школьного возраста.
1.3.
Предупреждение дисграфии как специфического
нарушения письма.
Глава
2. Экспериментальное
изучение специфических ошибок при
письме у детей младшего школьного
возраста.
2.1.
Анализ письменных работ.
2.2.
Рекомендации учителю начальных классов.
Заключение
Список
литературы
Приложение
Введение
Проблема
специфических нарушений письма у
учащихся общеобразовательной школы
остается из наиболее актуальных в
современной логопедии. Доказательством
этого может служить огромное число
научных исследований, проводимых во
всех странах мира.
Дисграфия
составляет значительный процент среди
других нарушений речи, встречающихся
у учащихся массовых школ. Она является
серьезным препятствием в овладении
учениками грамотой на начальных этапах
обучения, а на более поздних – в усвоении
грамматики родного языка. В основе
подобных ошибок лежат более серьезные
причины: такие как несформированность
фонетико – фонематичной и лексико –
грамматической сторон речи. Отставание
в развитии лексико – грамматической
стороны речи приводит к аграмматизму.
Дети не чувствуют интонационной и
смысловой законченности предложения,
не умеют выражать мысли, не понимают
причинно – следственные связи, словарный
запас беден. Все это приводит к тому,
что учащиеся на более поздних этапах
обучения не умеют писать изложения и
сочинения.
«Учителю
нужно знать затруднения ребенка в
обучении, имеющиеся у него нарушения и
их причины, чтобы специальными
коррекционными приемами облегчить
процесс усвоения учебного материала.»
[ В.В.Воронкова.
стр.6].
В повышении
качества образования и воспитания
немаловажную роль играет
психолого–педагогическое изучение
школьников, своевременное выявление
причин отставания отдельных учеников
и выбор наиболее эффективных путей
устранения этих отставаний. Наличие у
школьников даже слабо выраженных
отклонений в фонематическом и лексико
– грамматическом развитии является
серьезным препятствием в усвоении
программы общеобразовательной школы.
По мнению
Кумариной Г.Ф., доктора педагогических
наук, заведующей кафедрой коррекционно
– развивающего образования ИПК и ПРНО
МО России, проблема школьной неуспеваемости
и ее причины – одна из центральных в
педагогике и педагогической психологии.
Несмотря на постоянное внимание педагогов
и психологов к этой проблеме, она остается
актуальной в связи с многообразием
причин, ее порождающих.
Актуальность
данной проблемы заключается в том, что
в основе подобных ошибок лежат более
серьезные причины. Анализ теоретической
литературы показал, что чем раньше и
своевременней выявить те, или иные
отношения в развитии детей, тем успешнее
будут преодолеваться отклонения в
фонематическом и лексико – грамматическом
развитии. Тем успешнее будет усваиваться
у учащихся начальных классов программа
общеобразовательной школы. Что и
определяет тему нашего исследования.
Целью
курсовой работы является – изучить
характер специфических ошибок при
письме у детей младшего школьного
возраста .
Объект
исследования
– процесс обучения письму детьми
младшего школьного возраста.
Предмет
– специфические ошибки в письменных
работах у детей младшего школьного
возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть
психологические основы становления
письменной речи в работах отечественных
исследователей.
2.Рассмотреть
профилактическую работу по предупреждению
дисграфии.
3.Проанализировать
письменные работы учащихся с целью
выявления специфических ошибок.
4.Разработать
рекомендации по устранению специфических
ошибок у детей младшего школьного
возраста.
Методами
исследования в нашей работе являются:
- теоретический
анализ психолого – педагогической
литературы по теме исследования.
- психологический
эксперимент.
- количественный
и качественный анализ.
Практическая
значимость курсовой работы заключается
в том, что в ходе исследования были
выявлены специфические ошибки у детей
младшего школьного возраста., знание и
характер которых позволит учителю
соответствующим образом планировать
коррекционную работу. Также даны
рекомендации, влияющие на устранение
специфических ошибок у детей младшего
школьного возраста.
Базой
исследования были начальные классы
(1-3) муниципального общеобразовательного
учреждения «Основная общеобразовательная
школа с. Старая Уралка» Городского
округа г. Кумертау Республики Башкортостан.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Во введении
обоснована актуальность изучаемой
проблемы, определены цель, задачи
исследования, его объект, предмет,
сформулирована практическая значимость
работы, методы исследования.
В первой
главе дан анализ теоретических источников,
освещены основные аспекты данной
проблемы, определено направление
экспериментально – практического
исследования, а также информация по
профилактике нарушений письма.
Во второй
главе содержится описание организации
экспериментального исследования,
методика его проведения и дается анализ
полученных результатов; практические
советы родителям и учителю начальных
классов для коррекции ошибок при письме.
В заключении
описывается актуальность, представлены
выводы по теоретической и практической
части.
Также дан
список литературы. В «Приложении»
представлены тексты диктантов и список
детей, участвовавших в эксперименте.
|