Тема:
согласование числительного и
существительного в творительном падеже.
Цели:
учить детей образовывать словосочетание
из числительного и существительного в
творительном падеже от исходной формы
- именительного падежа, согласовывая
их между собой и с глаголом в предложении.
Ход
занятия
Организационный
момент. На доске цифры от 2 до 5. Логопед
предлагает сесть тому из детей, кто
вспомнит друзей Незнайки и придумает,
с чем они пришли к Незнайке в гости?
Ответы детей: Винтик пришел с двумя
шоколадками; Шпунтик пришел с
тремя яблоками и пр.
1.Составление
сказки о Гномике.
Логопед
выставляет на фланелеграф картинку с
изображением лесного жителя Гномика,
рассказывает, что этот Гном был любителем
приключений, и предлагает детям самим
придумать сказку о Гномике-путешественнике.
Расставляя рядом картинки, изображающие
других персонажей, логопед уточняет их
количество: 3 белки, 2 ежа, 4 бабочки, 5
воробьев и пр.
Вопросы
логопеда для составления детьми
предложений:
С
кем встретился Гномик? С кем он
поздоровался? За кем он наблюдал? С кем
поговорил? Над кем смеялся? Перед кем
извинялся?
Логопед
сам объединяет составленные детьми
предложения в маленькую сказку и
проговаривает ее, акцентируя окончания
числительных и согласуемых с ними
существительных.
2.Игра
«Добрый дедушка».
На
доску выставляются картинки, изображающие
старичка, а также разные фрукты и овощи
в количестве от2 до 5.
Логопед
рассказывает: « У дедушки Егора были
большой сад и огород, там вырастал
большой урожай. Всех мальчиков и девочек
дедушка угощал фруктами и овощами из
своего сада». Показывая картинки с
«подарками», логопед просит детей
ответить: чем однажды добрый
дедушка Егор угостил детей? (Если дети
не называют количество, логопед поправляет
их.) Ответы детей: Дедушка угостил
ребят двумя морковками, тремя
яблоками, четырьмя грушами, тремя
помидорами, пятью сливами.
3.На
доску выставляется картинка с изображением
живого уголка в детском саду, где обитают
2 черепахи, 3 кролика, 4 попугая и 5 рыбок.
Вопрос: За кем ухаживали дети в живом
уголке?
4.Динамическая
пауза.
Логопед
предлагает показать, как ребята в
гостях у дедушки Егора тянутся за двумя
яблоками (тремя морковками, четырьмя
грушами и т.п.).
В
зависимости от названия фруктов или
овощей, дети стоя поднимают руки вверх
или приседают.
5.Работа
с индивидуальным материалом.
У
детей на столах картинки, изображающие
угощение, которое приготовил Незнайка
для своих гостей (2 торта, 3 пирога, 5
бананов, 4 ананаса, 2 арбуза и т.п.).
Логопед просит детей по очереди выставлять
картинки на доску и правильно называть,
чем Незнайка угощал гостей? ( Незнайка
угостил друзей двумя тортами и т.п.)
6.Итог
занятия, оценка деятельности детей.
|