Тема:
согласование числительного и
существительного в родительном падеже.
Цели:
учить детей образовывать словосочетания
в родительном падеже от словосочетания
в именительном падеже, согласовывая
при это числительное и существительное
между собой.
Ход
занятия
Организационный
момент. Логопед ставит на доску
картинки: 2 оленя, 5 волков, 3 вороны и
4 кабана (количество животных
пересчитывается детьми и называется в
именительном падеже). Задание: У кого
4 рога? 2 хвоста? 5 хвостов? 6 лап? 4 пяточка?
Дети
отвечают: пять хвостов у пяти волков;
шесть лап у трех ворон (акцентируя
окончания изменяемых слов) и т.п. Те, кто
правильно ответил или исправил свою
ошибку в согласовании, садятся на места.
1.Логопед
объясняет детям, что на занятии они
будут считать предметы, объекты и четко,
правильно называть их.
На
доску выставляется картинка с изображением
фермерского хозяйства, где на скотном
дворе 1 корова, 2 собаки, 3 свиньи, 4 козы,
5 кур. Логопед рассказывает о мальчике
Ване, который вместе с родителями
ухаживает за животными (количество
животных каждого вида уточняется).
Вопрос: Для кого Ваня вынес во двор
сено? Для кого – остатки еды? Для кого
– пшено? Для кого – отруби? И пр.
Отвечая
на вопрос, дети должны выделять окончания
числительного и существительного: Ваня
вынес сено для одной коровы
и четырех коз и т.п. (Если
отвечающий ошибается, поиск нужного
варианта ответа ведется с помощью
остальных детей, а затем правильное
словосочетание проговаривается хором.)
2.Игра
«Чудо-дерево».
Логопед
показывает детям контурное изображение
дерева, в котором сделаны прорези. В них
вставлены картинки на каждой из которых
нарисовано по несколько одинаковых
предметов одежды или обуви: 2 кофты, 3
платья, 4 сапога, 5 юбок, 2 шубы и пр.
Логопед,
показывая на «Волшебное дерево»,
читает стихотворение:
А
у наших у ворот
Чудо-дерево
растет,
И
на ветках зреют в срок
Много
платьев и сапог,
Зреют
кофты, туфли, брюки,
Подставляйте,
дети, руки!
Дети
хором считают «плоды» и проговаривают
словосочетания (числительные в
именительном падеже).
Логопед
предлагает детям вспомнить игру
«День-ночь» и крепко закрыть глаза.
Он убирает одну-две картинки. Открыв
глаза, дети должны сказать: чего нет на
дереве? Ответы детей: На дереве нет
трех платьев, четырех
сапог и т.п. (ошибки исправляются
так же, как и в предыдущем упражнении.)
3.Игра
«Без чего предмет?».
На
доске картинки: предметы, у которых не
хватает каких-либо деталей (часы без
стрелок, стул без трех ножек, машина без
четырех колес, елка без пяти веток с
одной стороны и т.п.). Задание: догадаться
и правильно назвать, без чего
предмет? (Ответ: Елка без пяти
веток и пр.)
4.Динамическая
пауза.
Дети
повторяют вслед за логопедом движения
и стихи:
Слон
сильнее двух коров (руки
согнуты в локтях),
Толще
бегемот трех львов (руки в
стороны),
Лошадь
быстрее пяти лягушат (бег
на месте),
Выше
жираф четырех медвежат (руки
вверх).
Когда
дети выполнили упражнение 2-3 раза,
логопед спрашивает: Слон сильнее кого?
Бегемот толще кого? И т.п. Дети
отвечают на вопросы по тексту стихотворения
или называют сами животных в количестве
от двух до пяти.
5.У
логопеда на столе натуральные продукты:
3 морковки, 4 картофелины, 2 яйца, 3
огурца, 1 банка майонеза. Дети называют
предметы и их количество. Затем логопед
просит рассказать: из чего мама делала
салат?
Вызванные
дети по очереди перечисляют: Мама делала
салат из четырех картофелин, трех
морковок и т.п.
6.Работа
с индивидуальным наглядным материалом.
У
детей на столах по одной картинке с
изображением нескольких фруктов (от
двух до пяти). Логопед объясняет, что
все эти фрукты мама положила в компот,
и спрашивает: из чего мама варила
компот?
Дети
включают в предложение названия и
количество фруктов, нарисованных на их
картинках (2 яблока, 3 груши, 4 сливы, 5
вишен, 2 абрикоса, 3 апельсина), произнося
утрированно окончания числительного
и существительного: Мама сварила
компот из четырех яблок;
трех груш; пяти слив и пр.
7.Итог
занятия, оценка деятельности детей.
|