Тема:
родственные слова (2 – е занятие по
теме).
Цели:
учить детей в цепочке слов выбирать
родственные и не родственные.
Ход
занятия
Организационный
момент. Логопед предлагает детям
назвать профессию по действию: Кто
летает? Печет хлеб? (хлебопек), ухаживает
за пчелами? (пчеловод), ухаживает за
садом? (садовод), ловит птиц? (птицелов),
дирижирует? (дирижер) и пр. Слова
проговариваются парами, обращается
внимание на общность их звучания и
значения, то есть на родственный характер.
1.Логопед
ставит на доску картонное изображение
дерева, в кроне которого сделаны прорези.
В них логопед вставляет карточки с
написанными на них родственными словами,
когда читает стихотворение (к этому
периоду обучения дети группы владеют
чтением):
Как
– то много лет назад,
Посадили
странный сад.
Не
был сад фруктовым,
Был
он только словом.
Это
слово, слово – корень,
Разрастаться
стало вскоре,
И
плоды нам принесло –
Стало
много новых слов.
Вот
из сада всем рассада,
Вот
еще посадки рядом.
А
вот садовод,
С
ним садовник идет.
Очень
интересно
Гулять
в саду словесном.
Ряд
родственных слов прочитывается детьми;
с помощью логопеда анализируются из
звуковая, а также смысловая общность.
2.Выбор
опорного родственного слова.
Логопед
выставляет на доску картинки с
изображениями леса, зайца и руки.
Затем предупреждает, что из трех слов
– название этих предметов – необходимо
будет выбрать родственное к каждому
слову, которое он сейчас произнесет:
рукомойник, зайчиха, рукоделие,
зайчонок, лесник, зайчик, лесоруб,
зайчишка, лесничий, перелесок, безрукавка
и пр.
3.Выбор
не родственного слова. Логопед напоминает,
что родственные слова имеют похожее
звучание и что – то общее в значении;
затем предупреждает детей, что сейчас
не все слова в цепочке будут родственниками.
На доску выставляются картинки: конь,
конюх, конюшня, жеребенок, конница.
Анализируя
смысл и звучание слов, логопед помогает
детям выбрать не родственное слово
(жеребенок).
4.Анализ
слов имеющих общность звучания, для
выбора не родственных слов.
Логопед
предупреждает, что сейчас опять не все
слова в цепочке будут родственными и,
чтобы найти такие слова, надо помнить
о связи значений родственных слов.
Вода
– водный, водяной, водолаз, завод,
подводник, проводка, водоросли, перевод,
водолей и пр.
Рука
– ручной, рукомойник, безрукавка, круг,
вокруг, рукодельница, друг, рукава и пр.
Лев
– львенок, львица, львиный, левый,
клевать, налево и пр.
5.Динамическая
пауза. Игра с мячом.
Логопед
предлагает поймавшему мяч ребенку
назвать детеныша того животного, которое
при этом будет названо логопедом, и
сказать, родственные ли это слова: слон,
овца (ягненок), свинья, корова, лошадь,
медведь, собака, кошка и пр.
6.Работа
с индивидуальным наглядным материалом.
В
зависимости от уровня подготовленности
детей, логопед может предложить им
сгруппировать свои картинки в соответствии
с родственным значением слов – название
предметов или самостоятельно подобрать
родственные слова, используя за основу
картинки.
7.Итог
занятия, оценка деятельности детей.
|