Тема: предлог
НАД (1–е занятие по теме).
Цели:
уточнить с детьми пространственные
отношения, выраженные предлогом НАД;
познакомить детей со схемой данного
предлога; учить детей выделять предлог
НАД в тексте и составлять различные
предложения с этим предлогом.
Ход
занятия
Организационный
момент. Логопед выставляет на доску
схемы предлогов, уже знакомых детям
(из-за, из-под, к, за, с и т.п.), и
предлагает составить предложения с
любым из указанных предлогов. Садится
тот из детей, кто правильно составит
предложение и назовет предлог.
1.Логопед
показывает детям сделанную из картона
яркую, красивую бабочку, к которой
прикреплена нитка. Логопед опускает
бабочку на стол, затем поднимает
над столом, сажает на коробку,
держит над коробкой и т.п. Каждый
раз, совершая действие, спрашивает: «Где
находится бабочка?» Естественно, в
группе окажется несколько детей, неверно
употребляющих предлог над, поэтому
после вопроса: Какой новый предлог мы
будем сегодня учить? – следует объяснение:
Сегодня мы будем изучать новый предлог
над. Когда предмет находится
сверху, выше чего-то, появляется предлог
НАД. Еще раз отчетливо проговариваются
логопедом и детьми предложения,
составленные по демонстрируемым с
бабочкой действиям, причем предлог над
произносится утрированно. Полезно
провести сравнение пространственных
отношений, выраженных соответственно
предлогами на и над.
2.
Составление предложений (и схем к ним)
по сюжетным картинам.
Логопед
поочередно выставляет на доску сюжетные
картины и, напоминая значение предлога
над, просит составить предложение
с данным предлогом. При составлении
предложений детьми группы полезно
добиваться вариативности фраз, например:
Самолет пролетел над широкой рекой.
Или: Над речкой летит пассажирский
самолет. Или: Серебристый самолет летит
над красивой, блестящей рекой. К 4-5
предложениям, разнообразным по количеству
слов и расположению во фразе предлога
над, дети составляют схемы. (Предлоги
в схемах изображаются короткими зелеными
полосками, а остальные слова – длинными
синими.) На данном этапе обучения, когда
все дети группы овладели чтением,
целесообразно на полоске, изображающей
предлог над, написать соответствующие
буквы. Это ускорит закрепление
автоматизации предлога в речи детей.
3.
Динамическая пауза.
Логопед
предлагает детям присесть, если они
услышат в предложении предлог на,
и встать, подняв руки, если в предложении
будет предлог над.
Предложения
для физкультминутки: На крышу
опустилась стая голубей. Над городом
прогремел салют. На площади собралось
множество народа. Над Красной
площадью поднялись сотни воздушных
шаров. И т.п.
4.
Сказка «Гуси-лебеди».
Логопед
просит детей вспомнить сказку «Гуси-лебеди»
и показывает картинку с изображением
гусей, на одном из которых летит братец
Иванушка. Логопед рассказывает о том,
что гуси несли Иванушку долго; внизу на
земле, он видел много интересного.
Логопед предлагает детям назвать, над
чем мог пролетать Иванушка, и составить
правильные и интересные предложения.
В случае затруднений можно помочь
ребенку такими репликами: А если внизу
была деревня? А если Иванушка увидел
широкую реку с пароходами, лодками,
островами? Давайте представим, что
внизу, под Иванушкой оказался город.
Над чем тогда он будет лететь? Важно
давать детям не готовый вариант ответа,
а подсказку, вспомогательное средство,
с тем чтобы активизировать подбор
предложений. Составляя предложения,
дети интонационно выделяют предлог
над.
5.
Составление предложений с предлогом
над по индивидуальным картинкам.
6.
Итог занятия, оценка деятельности детей.
|