Дети
с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в
развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть
значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Одним
из приоритетных направлений в области образования является ранняя помощь детям
с отклонениями в развитии. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления,
диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена
следующими факторами: с одной стороны, растет число детей с нарушениями в
речевом развитии разной степени выраженности и различного этиопатогенеза,
которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и
школьном возрасте; с другой стороны, существуют трудности дифференциальной
диагностики речевого дизонтогенеза и как результат – недостаточная
разработанность практических рекомендаций по проведению
коррекционно-педагогической работы с детьми данного возраста.
Существующие
в настоящее время диагностические методики изучения речевого развития детей, не
позволяют объективно оценить состояние их речи, а методы работы, используемые в
логопедической практике, не всегда учитывают степень сформированности
предпосылок речевого развития детей. В настоящее время решение задач
своевременной комплексной коррекционной помощи детям с тяжелыми отклонениями в
речевом развитии имеет первостепенное значение и требует разработки
коррекционно-развивающих программ, построенных на основе системно-целостного
подхода и учитывающих механизм нарушения речевого развития, что и обусловило актуальность и значимость нашего
исследования.
развития,
поэтапности, использования обходного пути, учета личностных особенностей
являются теоретической основой для структурирования всего
коррекционно-педагогического процесса, основой для выбора и построения общих и
локальных логопедических технологий.
Целью курсовой работы является
изучение нарушения лексической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями
речи.
В
соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1.
дать характеристику детям с тяжелыми нарушениями речи;
2.
рассмотреть нарушения лексической стороны речи у детей с ТНР;
3.
провести исследование развития словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования:
тяжелые нарушения лексической стороны речидетей дошкольного возраста.
Предмет исследования:
нарушения лексической стороны речи у детей с ТНР.
Гипотеза исследования:
нарушение формирования всех компонентов речевой системыдетей с тяжелыми нарушениями речи влияют на
своеобразие развития в целом.
В
исследовании использованы следующие методы:
-
анализ научной литературы, учебников и пособий по педагогике, психологии,
логопедии, дефектологии и др.;
•
использование результатов исследования в системе подготовки студентов-дефектологов,
сурдологопедов и повышения квалификации учителей;
•
применение материалов эксперимента при разработке учебно-методического
комплекса (авторские программы, методические рекомендации, учебные пособия,
книги-практикумы) для логопедов, воспитателей, студентов
2
педвузов
и родителей;
•
широкое использование предлагаемой технологии в системе компенсирующего
обучения для детей с ТНР.
База исследования: Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение № 14 «Ромашка» комбинированного вида
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан. Исследование
охватывает детей дошкольного возраста. Группа состояла из 5 человек: 3 девочки
и 2 мальчика. Возраст детей 3-4 года.
Объем и структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы.