Суббота, 18.05.2024, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Курсовые, дипломные, контрольные и другие работы НА ЗАКАЗ

Категории раздела
Немного рекламы
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дипломные и курсовые работы

Главная » Файлы » Курсовые работы

Сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии
20.08.2010, 00:11
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ 6
1.1 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 6
1.2 ОЛИГОПОЛИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 11
2 АНАЛИЗ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ 14
2.2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ 14
2.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 33
Приложение А 34
Приложение Б 35
Приложение В 36
Приложение Г 37
Приложение Д 38
Приложение Е 39
Приложение Ж 40

ВВЕДЕНИЕ

Главное при анализе рыночных структур состоит в изучении влияния конкуренции, или её отсутствия, на общую экономическую активность. На основе изучения особенностей конкуренции с точки зрения эффективности могут быть предсказаны и оценены результаты функционирования рыночной экономики. Хотя и предполагается, что конкурентная экономика обеспечивает оптимальное размещение ресурсов, однако требуется точно оценить эффективность конкурентных рынков.
Конкуренция, категория весьма сложная, многогранная и многомерная. В микроэкономике стало традиционным подходить к её исследованию на основе рассмотрения структурных переменных. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объёмы продаж при разных уровнях цен, каким образом поведут себя фирмы – конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Например, В.М. Гальперин [1], анализируя рыночную структуру, базируется на четырёх структурных переменных: однородность продукции; малость или множественность субъектов рынка; свобода входа в отрасль и выхода из неё; совершенная информированность. К.Р. Макконелл и С.Л. Брю [2] приводят пять структурных переменных: число фирм; степень однородности продукции; наличие контроля над ценой; условия вступления в отрасль; наличие ценовой конкурентности. Так же встречаются и другие классификации, в которых упоминаются такие переменные, как мобильность ресурсов, взаимосвязь продавцов, характер транзакционных издержек и т.д. При более внимательном рассмотрении, оказывается, что не все структурные переменные играют одинаково важную роль при определении типа конкурентной модели. Многие из них взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Так традиционная микроэкономическая теория имеет дело с четырьмя основными рыночными структурами: совершенной конкуренцией; монополистической конкуренцией; монополией; олигополией. Мы рассмотрим и сравним только две из них: монополистическую конкуренцию и олигополию.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что монополистическая конкуренция и олигополия представляют наибольший интерес среди целого спектра рыночных структур.
Целью данной работы является анализ попытка изучить монополистическую конкуренцию и олигополию, особенности ценообразования в современное время. Одной из задач курсовой работы является характеристика и анализ монополистической конкуренции и олигополии, а также анализ эффективности данных рыночных структур.
Основными задачами работы являются:
• изучение понятия монополистической конкуренции и олигополии;
• рассмотрение особенностей, присущих монополистической конкуренции и олигополии;
• определение сущности монополистической конкуренции;
• рассмотрение модели монополистической конкуренции;
• рассмотрение основных подходов и моделей ценообразования в условиях олигополии;
• рассмотрение эффективности при монополистической конкуренции и олигополии.
Данная работа включает в себя два раздела:
 В первом разделе даются определения понятий монополистическая конкуренция и олигополия. А также рассматриваются особенности, характеризующие монополистическую конкуренцию и олигополию и их отличия.
 Во втором разделе рассматривается особенность рынка монополистической конкуренции и модели ценообразования при олигополии. Представлен анализ эффективности монополистической конкуренции и олигополии.
При написании работы были использованы различные учебные пособия, авторы которых достаточно фундаментально рассматривают монополистическую конкуренцию и олигополию. Так в учебном пособии Новикова И. В. и Ясинского Ю. М. [3] в рассмотрении монополистической конкуренции и олигополии приняли участие авторы: В.А. Коврей – доцент кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук и В.В. Ожигина – доцент кафедры экономики и управления ВШУБ, кандидат экономических наук. В нем рассмотрены основные характеристики монополистической конкуренции, признаки олигополии, равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде, типология моделей олигополии и эффективность олигополии. Отличие данного пособия от остальных заключается в том, что оно написано с учетом специфики белорусской модели экономического развития.
Селищев А. С. [4] также довольно подробно рассматривает монополистическую конкуренцию и олигополию, краткосрочное и долгосрочное равновесие, эффективность монополистической конкуренции, теории олигополии.
Максимова В. Ф. [5; 6] подробно рассматривает основные черты монополистической конкуренции и олигополии, ценообразование при данных рыночных структурах, дает оценку эффективности монополистической конкуренции и олигополии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены следующие понятия:
• монополистическая конкуренция и олигополия;
• особенности, присущие монополистической конкуренции и олигополии;
• сущность монополистической конкуренции;
• модель монополистической конкуренции;
• основные подходы и модели ценообразования в условиях олигополии;
• эффективность при монополистической конкуренции и олигополии.
На основании материалов рассмотренных в работе можно сделать ряд выводов:
1. Монополистическая конкуренция и олигополия отличаются друг от друга следующими чертами:
а) количеством фирм. Для олигополии характерно ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей, а для монополистической конкуренции – большое число фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию.
б) контролем над ценами. Кривые спроса на товар любой фирмы при монополистической конкуренции имеют отрицательный наклон (убывают). Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Каждая фирма, оперирующая в условиях олиго-полии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска. Поэтому контроль над ценами ограничен взаимозависимостью олигополистов.
в) возможностью входа в отрасль. Вход в отрасль при монополистической конкуренции свободный, а фирмы действуют независимо друг от друга. На олигополистических рынках вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен, при этом товар может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.
2. Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста (Р > МС = МR < АС), а в долгосрочном он эту привилегию теряет (Р = МС = МR = АС). Возможность долгосрочного получения сверхприбыли практически исключается в связи с появлением новых конкурентов.
3. В состоянии долгосрочного равновесия монопольно-конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем необходимо для достижения минимума средних издержек.
4. Наличие избыточной мощности и наценки (цены, превышающей предельные издержки) свидетельствует о недостаточной эффективности монополистической конкуренции.
5. Монополистическая конкуренция стимулирует производство широкого ассортимента разнообразных благ и услуг.
6. Неценовая конкуренция принимает формы дифференциации и совершенствования продукта, стимулирования сбыта и применения стратегии специализации.
7. Существуют модели ценообразования, перечислим основные:
a) Модель Круно. Фирмы максимизируют прибыль при заданном ожидаемом выпуске соперника, в результате чего равновесие устанавливается в точке пересечения кривых реакции дуополистов, совмещенных в двухмерном пространстве выпусков.
b) Модель ценового лидерства. Лидер устанавливает равновесную цену, не опасаясь входа на рынок новых фирм или увеличения производства на фирмах конкурентного окружения, и обладает информацией о кривых общеотраслевого спроса и предложения конкурентного окружения.
c) Модель ломаной кривой спроса. Она объясняет устойчивость цен и ее пределы при олигополии. График спроса олигополиста имеет ломаный вид, неэластичный в сторону уменьшения цены и эластичный в сторону ее роста.
8. Общественная эффективность олигополии зависит от величины рыночной власти олигополиста, характера установления рыночного равновесия в отрасли и варьирует в зависимости от ее модели.
Вследствие противоречивости воздействия монополии и олигополии на уровень общественного благосостояния государства осуществляют антимонопольное регулирование для ослабления рыночной власти, ее ограничения или предотвращения приобретения ее экономическими субъектами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб. : Экономическая школа. 1999. Т.2.
2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2.
3. Микроэкономика: учеб. пособие // И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389 с.
4. Селищев А. С. Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002. — 448 с
5. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 204 с.
6. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2005. –191 с.
7. Микроэкономика. М., 1998; Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М., 1997.
8. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Уч. пособие для студ. высших уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
9. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб.: СПБУЭФ, 1998.
10. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992.
11. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2001.
12. Земляков Д.Н., Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.

Категория: Курсовые работы | Добавил: yulka
Просмотров: 8201 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
1 ayzat  
0
классная работа!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Интересная кнопка!
Поиск
Партнеры сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz


Весь интернет в одном каталоге! Rambler's Top100