Содержание: Введение 2 Религиозная политика России и Беларуси: 4 1. Правовое обеспечение религиозной политики 4 2. Направления реализации религиозной политики России 7 3. Направления реализации религиозной политики Беларуси 12 4. Основные религиозные конфессии на территории России и Беларуси 15 Заключение 22 Литература 23 Введение Понятие религия возникло в римской культуре, очевидно от Цицерона, который вывел его от латинского слова relegеre – собирать, а затем от христианских авторов Лактанция (3 в) и Августина (4 в.). Религия определяется у них как relegare – путь примирения человека с Богом. Религия – это форма, в которую облекается духовное содержание, духовный поиск и духовные открытия. Религия, в определенном смысле выступает как внешнее отражение глубоко скрытых внутренних духовных процессов общества. В связи с тем, что общество всегда развивается, развивается также и его духовность. На определенном этапе эта духовность входит в противоречие с внешней формой своего проявления – религией и тогда начинается конфликт. Смысл этого конфликта заключается в смене новой парадигмы и новой системы верования, которая более адекватно отражает происходящие в обществе процессы[1, с. 91]. В наше время повышен интерес к проблемам социальной трансформации общества. В прошлом остался обвал старой политической системы, крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных ценностей. В ΧΧΙ веке в эволюции Российской Федерации и Республике Беларусь все более заметную роль играет религиозный фактор. Это, прежде всего, обусловлено экономическими и политическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения. В суждениях крупнейших ученых постоянно встречаются выводы, подтверждающие особую роль культуры, традиций, ментальности народа в сохранении, выживании и приспособлении социальных общностей к изменяющимся условиям. Религия выступает одним из вышеперечисленных элементов, ломка которых неизбежно ведет к распаду самой общественной системы. По мнению Э.А. Позднякова в самой глубинной основе уникальности каждого государства «среди наиболее фундаментальных причин первенство, без сомнения, принадлежит культуре и соответствующей ей религии, поскольку эти два понятия по сути своей неразделимы и содержательно и генетически»[2,с.126]. Заключение Устойчивый конфессиональный мир является одним из важных факторов социально-политической стабильности стран. Проводимая политика в сфере государственно-церковных отношений, позволила обеспечить условия для свободной самореализации личности в духовной сфере. Идёт постоянный взаимный поиск точек соприкосновения, механизмов сотрудничества между государственными органами власти и религиозных организаций на основе общечеловеческих моральных ценностей в условиях поликонфессионального общества. За последнее десятилетие религиозно-этническое самосознание народа Беларуси и России значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Ситуация усложняется внедрением в религиозно-общественную жизнь относительно новых для Беларуси конфессиональных направлений, а также вообще ранее здесь неизвестных. Поэтому перед государственными органами президентом Республики Беларусь поставлена новая задача – не допустить проникновения в Республику Беларусь, и не допустить распространения на территории Республики Беларусь деструктивного влияния тоталитарных деструктивных религиозных организаций, не допустить конфессиональных конфликтов. Государство должно способствовать достижению гражданского мира. В этой связи, оно должно посредством научно обоснованной и сверенной с реальной религиозной ситуаций в обществе политикой, добиваться согласия и предупреждать конфликты в отношениях религиозных организаций и верующих граждан. Литература 1. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические преоритеты: учеб.- метод пособие для вузов /Я.С. Яскевич. — Мн.: РИВШ БГУ, 2003. — 360 с. 2. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке.– М.: Республика, 1995.– 511с. 3. Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-З « О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». 4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 5. Авсиевич М.Т., Земляков Л.Е., Савостенок Л.Н. Религия в условиях социальных перемен в Беларуси: Метод. пособие / М–во образования Респ. Беларусь.– Минск: Акад. последиплом. образ, – 1999.– 59 с 6. Безднюк Д. К. Религиозная ситуация в Беларуси (опыт комплексного описания)//Социология. 2009. №2 7. http://www.president.gov.by/press23736.html 8. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью // Минские Епархиальные Ведомости. 2003. №2 с. 33-34. 9. http://religioved.narod.ru/religioved/016.htm 10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Статья 16. 11. Безнюк, Д. К. Состояние и специфика современной религиозной ситуации в Беларуси / Д. К. Безнюк// Социологические исследования. - 2006. - N 2. - С. 128-135. 12. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. – 2-е изд., дополненное. –М.: Аспект Пресс, 1995. – 351 с.
|